Проблемы с памятью у детей: откуда они берутся и как улучшить концентрацию?

Память — важнейший инструмент в обучении. Она помогает ребёнку не только запоминать и сохранять знания, но и делиться ими, упорядочивать информацию, находить логические связи. Нарушения памяти и трудности с концентрацией — это не только взрослая проблема. Всё чаще они встречаются у детей. Почему так происходит и что с этим можно сделать?

Как формируется память у ребёнка?

Развитие памяти начинается ещё до рождения¹, но полностью она формируется примерно к 15 годам. На этот процесс сильно влияет среда — чем больше поддержки и стимулов получает малыш, тем крепче и стабильнее будет его память во взрослом возрасте.

Поначалу память у ребёнка — непроизвольная: он запоминает то, что связано с эмоциями или повторяется часто. Произвольная память — та, что помогает осознанно заучивать стихи, слушать указания взрослого — развивается позже, в основном в дошкольный период.

Концентрация внимания, как и память, формируется с первых дней жизни. И тут тоже многое зависит от окружающей среды и взрослых, которые поддерживают малыша.

Как дети запоминают: возрастные особенности

Новорождённые. Память пока совсем слабая — ребёнок удерживает в голове информацию буквально на пару минут. Зато быстро учится на ассоциациях: например, если он плачет и к нему сразу приходят — это поведение закрепляется.

Младенцы. В 1 месяц младенец уже узнаёт маму², к 3–4 месяцам — и других родных. Но память пока краткосрочная: лица забываются через 1–2 недели. К 5 месяцам малыш может узнать знакомую игрушку — и помнить её до 3 недель. В 6–7 месяцев появляется реакция на своё имя, малыш узнаёт картинки, предметы быта, начинает ориентироваться в окружающем пространстве. А к 9 месяцам — запоминает простые причинно-следственные связи, вроде: «если потянуть верёвочку, карусель закрутится».

1–2 года. Ребёнок активно копирует действия взрослых — это период бурного развития подсознательной памяти. Он уже узнаёт слова, связанные с конкретными людьми или предметами. Но осознанно события ещё не запоминаются — поэтому, например, он снова и снова лезет на диван, даже если уже падал.

3–4 года. Память становится крепче. Трёхлетка уже может рассказать, что ел в садике, но вряд ли вспомнит день рождения бабушки двухмесячной давности. Однако все эти мелочи оседают в подсознании, формируя характер. У четырёхлетки словарный запас — до 1500 слов! Он знает профессии, части тела и имена родителей. Всё это — результат активного развития памяти и внимания.

Почему возникают проблемы с вниманием?

Главная причина — сенсорная перегрузка. Современные дети получают слишком много стимулов: яркие игрушки, экраны, шум, быстрое переключение внимания. Мозг не успевает переработать всё сразу — и концентрация падает.

Иногда причина глубже — нейрологические особенности. Если структуры мозга развиваются с задержкой, это может влиять на память и внимание. В таких случаях необходима диагностика и сопровождение специалиста.

Также проблемы с концентрацией могут быть связаны с такими состояниями, как СДВ и СДВГ — синдромы дефицита внимания (с гиперактивностью или без). Обычно их диагностируют в возрасте 6–9 лет, когда становится заметно, что ребёнку сложно учиться в школе.

Когда стоит волноваться?

Невнимательность — не всегда тревожный симптом. В возрасте до 5 лет это вполне естественно: нервная система ещё развивается, а внимание фрагментарно. Однако после 7 лет стоит насторожиться, если:

  • ребёнок не может сосредоточиться даже на короткое время;
  • часто бросает начатое;
  • выполняет задания невнимательно;
  • забывает вещи, рассеян;
  • легко отвлекается на посторонние звуки и события.

Если эти признаки сохраняются дольше 6 месяцев и не зависят от обстановки, лучше проконсультироваться со специалистом.

Подростки: особый случай

У подростков проблемы с вниманием нередко связаны не с диагнозами, а с гормональными бурями, усталостью, нехваткой сна и стрессом. Переходный возраст — это период завышенных ожиданий: от школьников ждут высокой концентрации, усвоения огромных объёмов информации, зрелого поведения. Но мозг подростка ещё только учится справляться с этими нагрузками.

По статистике, до 30% подростков испытывают хроническую усталость⁷ — а уставший мозг не может хорошо запоминать и фокусироваться. Если изменения образа жизни не помогают, стоит обратиться к врачу.

Как помочь ребёнку сосредоточиться и запоминать лучше?

  1. Правильное питание

Основу хорошей памяти и внимания составляют жирные кислоты: омега-3, -6 и -9. Их источники — морская рыба, орехи, семена, растительные масла. Также важны витамины D и А.

Для грудничков важен рацион мамы — она должна получать все эти вещества с пищей. А по мере взросления ребёнка — вводить продукты с нужными компонентами.

  1. Режим и ритуалы

Стабильный распорядок дня помогает нервной системе. Сон, приём пищи, игры и занятия должны идти в определённые часы. Дошкольникам нужно 10–13 часов сна в сутки, школьникам — 9–11. Не забывайте и про короткие перерывы во время домашних заданий — они позволяют мозгу перезагрузиться.

  1. Движение

Физическая активность насыщает мозг кислородом и снижает уровень стресса. Это может быть что угодно: прогулка, футбол, танцы — главное, чтобы ребёнку нравилось.

Упражнения на память и внимание

0–3 года

  • Сортировщики (вставление фигурок в отверстия);
  • Игра «Где предмет?» — под какой чашкой он спрятан?
  • Простые головоломки, «найди отличия», карточки на запоминание;
  • Рисование двумя руками — тренирует оба полушария мозга.

3–6 лет

  • Игра «Запомни» — например, имена всех соседских собак;
  • «Орлиный глаз» — посмотри на картинку, а потом ответь на вопросы: что на ней было?

6 лет и старше

  • Составление рассказа по очереди — каждый добавляет по предложению;
  • Игра «Угадай, о чём я думаю» с вопросами «да»/«нет»;
  • Рисование в зеркальном отражении.

Подростки

Для подростков отлично подойдут судоку, логические задачи, шахматы, «морской бой». Главное — чтобы ребёнку было интересно!

Источники литературы:

  1. Д. Корнас-Бела, Из вопросов пренатальной психологии [в:]. Й. В. Галковский, Й. Гула (ред.), Во имя зачатого ребенка, Рим-Люблин 1988, стр. 56–62.
  2. Би, Х. (2004). Психология развития человека. Познань: Издательство «Zysk i S-ka» (редакторы
  3. научные: А. Бжезинская; перевод: А. Войцеховский).
  4. Дж. С. Аллен, Жизнь мозга: эволюция человека и разума, Варшава, 2011 г.
  5. Грущик-Кольчиньска, Эдита и Эва Зелиньска. «Двух- и трёхлетние дети в детском саду и дома». Как сознательно их воспитывать и обучать, CEBP, Краков (2012).
  6. Яблонский, С. (2007). Механизмы изменений в развитии в начале дошкольного возраста и процесс обучения детей. Образование, 1(97), 102-119.
  7. Новотник, А. (2012). Функционирование внимания у детей младшего школьного возраста: группы риска. Образование, 117(1), 87-102.
  8. КУЛИК, Агнешка и ШЕВЧИК, Лешек. Уровень и виды утомления у подростков. 2000.

НАВИГАЦИЯ ПО СТАТЬЕ

Другие статьи

Остались вопросы?

Мы с удовольствием на них ответим

Выберите удобный канал связи: